Купола как элемент архитектуры

Содержание

Значение купольных цветов

Независимо от того, какая роспись используется при раскрашивании потолочных сводов, она говорит людям о красоте Небесного Иерусалима. Чаще всего можно увидеть святые места с куполами золотистого цвета, что говорит верующим о нетленности, бессмертности, величественности. Золотой свод символизирует небесную славу. Не редки в России и купольные строения синего цвета, украшенные звёздами — это свидетельствует о посвящении храма Божией Матери. Дополнительные декоративные элементы служат отсылкой к Вифлеемской звезде, рассказывающей о приходе на землю сына Божьего. Зелёные оттенки считаются цветами Святой Троицы и других святых. А чёрный оттенок куполов говорит о принадлежности храма монастырской территории.


Элементы купола

Купол парижской церкви Дома инвалидов состоит из трех основных эле­ментов: барабана, купола и фонаря. Барабан несет купол, он часто имеет окна или украшен ко­лоннами. Барабан уве­личивает высоту купола. Изогнутый купол часто увенчан фонарем. Если последний имеет куполо­образную форму, его на­зывают малым куполом.

Романский купол

Примером чисто романского купола может служить бетонный купол Пантеона (126 г.), име­ющий в диаметре 44 м. Внутри купол полукруг­лый, его огромный вес снижен, за счет кессонного потолка и открытого верха.

Ложный купол

Микенская сокровищ­ница Атрия (1220 г. до Р. X.), имеющая почти 15 м в диаметре, перекрыта заостренным ступенчатым куполом, напоминающим улей. Ступенчатая кладка, использовавшаяся, помимо Греции, в Индии и Южной Америке, состояла из ярусов ка­менной кладки, каждый из которых выступал над предыдущим.

Шлемовидный купол

Использование куполов характерно для исламской архитектуры. Одна из наиболее обычных форм здесь – шлемовидный купол, заканчивающийся острым выступающим пиком. В гробнице (Султаниия, Иран) (ок. 1310 г.), купол расположен над восьмиугольным барабаном и покрыт глазурованной черепицей.

Сложный купол

Термином «сложный купол» обозначают груп­пу из нескольких куполов неводов, распространив­шихся в византийской архитектуре. В констан­тинопольской Св. Софии (532-537 гг.) основной купол опирается на четы­ре арки, которые, в свою очередь, поддерживают полукупола. Паруса позволяют разместить круглый купол над ква­дратным помещением.

Возвышенный купол

Термин «возвышенный» обычно относят к аркам, но можно говорить и о возвышенных куполах.

В таких куполах закруг­ление начинается выше уровня пятки свода (мес­та, на котором покоится купол и откуда он, зри­тельно, начинается). Стороны купола неко­торое время поднима­ются вертикально, и лишь затем начинают изги­баться к вершине

Двойной купол

Созданный Микеланджело купол римского собора Св. Петра (1585-1590 гг.) построен с оглядкой на флорентийский собор Брунеллески и представля­ет собой сходную двойную кирпичную конструкцию. Ребра купола соединены горизонтальными желез­ными цепями. Изнутри купол полусферический, наружная часть слегка заострена. Тяжелый каменный малый купол удерживает ребра.

Тройной купол

Купол, созданный Реном для собора Св. Петра (Лондон, 1675-1710 гг.), состоит из трех оболочек: кирпичного конуса, поддер­живающего фонарь, скрытого изнутри не­высоким внутренним куполом с отверстием в вершине, а снаружи – высоким куполом из дерева и свинца. Изобретение такой кон­струкции позволило Рену построить собор, доминирующий над городским пейзажем и. в то же время, с пропорциональным интерьером.

Луковичный купол

Другая форма исламского купола использована в Тадж-Махале (Агра, 1632-1654 гг.). Это луковичный купол, стороны которого образуют закругленный про­филь. Этому куполу родственны купола, распростра­ненные в России и Восточной Европе, но последние не имеют сводов и не являются настоящими куполами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХИТРОСТИ

Никольская церковь на берегу Москвы-реки в Павшинской Пойме открыла свои двери для прихожан в прошлом году. Пока посетители могут входить только в нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному. На верхнем этаже еще идет строительство. Зато подсвеченными куполами – изюминкой главного архитектора Андрея Оболенского – можно любоваться каждый вечер.

Днем белые купола храма украшают золотые ромбы, внутри которых спрятаны светодиодные ленты. Вечером они начинают светиться, при этом цвет меняется в зависимости от церковных праздников. Когда духовенство служит на Пасху в красных облачениях, купола зажигаются алым цветом, на Троицу – зеленым. Синий оттенок появляется во время празднеств, посвященных Богородице.

– Свет проходит через стекла с золотой тонировкой, – объясняет настоятель Никольского храма иеромонах Николай Летуновский. – Чтобы было красиво, нужно настроить их яркость, теплоту и оттенки. Сейчас светодиодные купола зажигает специальный человек. Но вскоре систему автоматизируют, и подсветка будет управляться специальным датчиком.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.


Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

История Купола

История куполов началась еще в доисторические времена, но технологически сложные и большие купола стали строить при римской архитектурной революции, когда купола стали использовать при строительстве храмов и крупных общественных сооружений. Считается, что древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, построенном примерно в 128 году нашей эры. Использование купола, однако, происходило редко в Древней Греции. С расширением использования прямоугольных форм, этот тип крыши описан в погребальной архитектуре, в частности древнегреческих Толоса. Открытая 1879 Генрихом Шлиманом Сокровищница Атрея в Микенах сооружена около 1250 года до н. е. В Испании сохранилась одна из мегалитических памятников этого — Дольмен Эль Ромераль в Антекера, построенная около 1800 до н. е.

Позднее в Римской империи начали возводить купольные сооружения, например, на крупнейших курортах с горячими источниками и в римских дворцах, они имели купола в качестве перекрытия. Позже традиция куполобудування переняла византийская христианская религия и культовая архитектура. Кульминацией этого периода стало применение революционного парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе. После завоевания мусульманами империи Сасанидов и византийского Ближнего Востока, купол стал также частью мусульманской архитектуры.

В Западной Европе купола вновь приобрели популярность в эпоху Ренессанса, и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко. Воспроизводя римский сенат, в XIX веке купола начали использовать при возведении государственных зданий. В строительстве домов купола использовались редко, в период барокко они служили атрибутом лишь самых зданий и дворцов.

Преимущества и недостатки

С тем, что купольные дома выглядит необычно, спорить никто не будет. Если вы хотите иметь дом или дачу «не как у всех» и не имеете ничего против каркасного домостроения, присмотритесь к этой технологии. Решение действительно нестандартное. К тому же, говорят, экономичное. Стоимость квадратного метра начинается от 200$. Но как понимаете, это минимальная цена. Такой себе эконом вариант.

Это тоже купольный дом

Плюсы купольных домов

Кроме необычного внешнего вида плюсы у сферических домов следующие:

  • Оптимальное использование пространства. Комнаты получаются с максимальной площадью пола и намного меньшей площадью потолка. То есть, неиспользуемое пространство над головой меньше.
  • Меньшая внешняя поверхность стен по сравнению со стандартными прямоугольными конструкциями.
  • Меньше поверхность — меньше рассеивается тепло зимой и поглощается тепло летом. То есть, содержание таких домов более экономично.

  • На купольных конструкциях осадки задерживаются в очень небольших количествах — они просто скатываются.
  • Конструкция легкая, фундамент под нее требуется облегченный. Обычно — ленточный, но хорош и свайный и свайно-ростверковый. На нестабильных грунтах возможно использование плитного фундамента.
  • В купол можно встроить любое количество окон. Это не повлияет на устойчивость конструкции.
  • Небольших размеров дом не имеет несущих стен внутри, так что расходы на строительные материалы минимальны. Купольные дома большой площади должны иметь или несущие стены, или колонны-подпорки. Но их располагать их можно почти в любом месте, что позволяет соотнести их с желаемой планировкой.
  • Строение купола позволяет оптимально располагать солнечные батареи.
  • В строениях купольного типа удобно устраивать систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Дело в округлой форме крыши, которая способствует естественному перемешиванию воздуха.

По совокупности характеристик купольные дома выглядят очень привлекательны. К тому же многие говорят о том, что на постройку требуется намного меньше средств — за счет меньшей поверхности стен, идет экономия материала. По математическим выкладкам площадь стен меньше почти на треть. Но экономия если и будет, то не такой большой — стройка специфическая, с использованием специфических компонентов, которые удорожают строительство. По факту стоимость квадратного метра получается примерно такой же как при строительства каркасника обычной формы.

Минусы

Недостатки тоже есть и они тоже довольно серьезные

Во всяком случае, стоит о них знать и принимать во внимание

  • Рассчитать купольные дома самостоятельно сложно. Расчет идет не в двух, а в трех плоскостях, а это совсем непросто.
  • Технология появилась не так давно, точного описания и инструкций нет.
  • Заказывать такой проект и строительство желательно у организаций, которые уже имеют опыт строительства сферических построек, а их не так много.

  • Остается больше отходов строительных материалов, так как продаются они, в основном, прямоугольными блоками/листами. Это снижает экономическую целесообразность, которая возникает из-за меньшей площади стен.
  • В геодезических куполах двери и окна необычной формы. Их делают под заказ, а это стоит дороже. Хорошая новость в том, что все больше фирм может взяться за такой заказ, а это приводит к снижению цены.
  • Ограниченный выбор материалов для наружной отделки.  Для кровли идеально подходят только два варианта — мягкая черепица или деревянная дранка. Остальные материалы из-за своей формы или жесткости неудобны. Для наружной отделки стен можно использовать тот же материал, но добавляется еще штукатурка и покраска. Есть проекты, в которых стены и «кровля» сделаны из одного материала. Так что деление условное.

  • Из-за наличия скругленных стен ограничен и выбор отделочных материалов для стен в помещениях. Так крупноформатную керамическую плитку в ванной и кухне использовать не получится, а вот мозаика подойдет идеально, но она значительно дороже. При отделке вагонкой, площадь стены разбивают на участки небольшой ширины, которые разграничиваются вертикальными планками. Примерно также надо поступить при оклейке стен обоями, но смотрится это не так колоритно, как с вагонкой. Для отделки жилых и «сухих» технических помещений без проблем подходит декоративная штукатурка и покраска стен.

Есть еще необычная планировка, но однозначно ее отнести к недостаткам не получится. Нравятся купольные дома именно своей неординарностью. Так что нестандартная форма помещений — это, скорее, особенность, которую надо учитывать при подборе/заказе мебели и выборе отделочных материалов.

О Его Величестве – Куполе.

С надеждой, что мы в России тоже начинаем осознавать:

что нефть и газ все дальше, глубже и жиже, а цены на них все выше и злее; что топливная нищета уже стучится в каждую российскую семью, и при этом не важно, чем она обогревает свое жилище, от АЭС, ТЭЦ или собирает кизяк и солому в окрестностях дома – никого она не минует; что весь строевой лес РФ в зоне его малейшей доступности уже полностью вырубили и вывезли, и цена куб.м. на делянке вырастет с $2 до $35-50. что на Западе далеко не каждый миллионер может себе позволить построить и содержать рубленый дом или дом из бруса; что энергоэффективность дома это не толщина несущих конструкций; что у каждого строительного материала есть свой срок эксплуатации; что чем однороднее строительный «гамбургер» конструкции дома, тем выше его эффективности и длиннее срок эксплуатации; что рядом с вашим дорогим и красивым домом — крепостью не всегда будет работа для вас, учеба для детей; что на Земле есть очень много других увлекательных занятий, чем «привязанность» к «дому-крепости»; что у природы понимание крепости заключается в гибкости, изгибе и нам всем давно пришло время менять отношение к строительству − мы должны строить иначе: быстрее, легче и дешевле, созвучно с природой, миром

Мы должны сделать в этом направление первые шаги.

Особенности храмовых куполов

Купола церквей имеют символическое значение. Выделяется несколько типов куполов, характерных для православных храмов.

Шлемовидный купол

Церковный купол в виде шлема встречается в домонгольском зодчестве (до середины XIII века). Он напоминают верующим, что Православная церковь — церковь воинствующая, её члены постоянно борются с грехом. Ярчайший пример храма со шлемовидным куполом — Успенский собор во Владимире. 

Сферический купол

Сферический купол в православной традиции есть символ вечности. Такой тип конструкции купола пришёл к нам из Римской империи. Классический сферический купол украшает собор Преображения Господня в Белгороде.

Шатры


Шатры — архитектурные формы в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащие для завершения архитектурного сооружения. Они символизируют образ Святого Духа или образ Богородицы. Такой тип храмовой кровли появился в Русском православном зодчестве в XVI веке. Сейчас встречается достаточно редко из-за сложности сооружения каркаса. Известный пример шатрового храма — церковь Вознесения в Коломенском.

Купола-луковицы

Основным типом куполов Русских Православных храмов являются купола-луковицы. Происхождение таких куполов до сих пор является для учёных предметом споров. Некоторые исследователи считают, что такая форма кровли была выбрана, чтобы облегчить уборку снега и льда с неё в зимний период.

Но такие же купола распространены и в южных странах — в Индии, Турции и на Среднем Востоке. В России луковичный купол венчает самую высокую башню собора Василия Блаженного.

Другие виды храмовых куполов

Существует ещё множество типов куполов, которые не характерны для Русского Православия, но распространены в других странах или конфессиях. Например, овальный купол, который является одной из характерных черт архитектуры стиля барокко. Или купол-зонтик, свод которого разделён на сегменты рёбрами, принимающими на себя вертикальную нагрузку. Такие купола были распространены в Риме и Византии. 

Также выделяются купола-блюдца, которые не теряют популярности по сей день. Они используются не только в культовых сооружениях, но и в интерьере современных зданий. Это самый низкий тип купола, он позволяет сооружать наиболее масштабные куполовидные кровли.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ДОЗВОН

Неоновая подсветка, по мнению отца Николая, не противоречит церковным канонам. Он рассказывает и о других технических новшествах. Так, в церкви есть специальная акустическая аудиосистема, которая позволяет усиливать звук, – это будет актуально, например, во время песнопений и проповедей на Пасху. На колокольне Никольского храма установлена система электронного звона, чтобы звонарь мог управлять своим инструментом дистанционно.

– Языки колоколов подвязаны к специальным моторчикам, которые их запускают, – объясняет отец Николай. – Включить систему можно даже с телефона. На моем гаджете установлено почти 70 видов разного звона.

За бытом храма следят около 50 камер видеонаблюдения, а на входе скоро появятся рамки металлодетекторов.

– Используя храмовое пространство, мы должны задумываться о безопасности людей, – продолжает иеромонах. – В прошлом году Дмитрий Медведев подписал закон об усилении антитеррористической защищенности религиозных организаций. Согласно ему храмы, в зависимости от их вместительности, должны иметь целый ряд средств безопасности для тех людей, которые их посещают.

Акционерное общество «Ижевский электромеханический завод «Купол»

  426033, РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 3

Тел.: +7 (3412) 72-22-09

Факс: +7 (3412) 72-68-19

Генеральный директор

Зиятдинов Фанил Газисович

426033, РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 3

Тел.: +7 (3412) 90-32-11

Факс: +7 (3412) 72-68-19

Управление развития продукции производственно-технического назначения

Начальник управления: Камашев Михаил Геннадьевич

Тел.: +7 (3412)  91-70-63

Заместитель начальника управления – руководитель группы: Ананин Александр Павлович

Тел.: +7 (3412) 91-70-44

Директор центра: Семанин Сергей Ильич

Тел.: +7 (3412) 48-06-39

Internet: nanokompozity.ru

Московское представительство АО «ИЭМЗ «Купол»

Помощник генерального директора – начальник Московского представительства: Пирожков Василий Николаевич

Тел.: +7 (499) 504-78-04

Факс: +7 (499) 140-68-36

Купол-самoдержец


При всей своей оригинальности купол Святой Софии — чего стоит хотя бы непрерывный ряд пронизывающих его окон — подобно куполу Пантеона, имел форму полусферы и оставался «поверхностью вращения кривой». Но людям следующих эпох наскучили простые формы- им потребовались разнообразие и новые архитектурные стили.

San Pietro — чемпион Самое высокое в мире купольное строение — собор Святого Петра в Риме — стало еще одним из мегапроектов эпохи Возрождения. Строительство его продолжалось практически полтора столетия — с начала XVI по середину XVII вв, а в проектировании собора принимали участие гениальные Рафаэль и Микельанджело. Из-за длинной базиликальной части, пристроенной уже после сооружения основной части храма, купол практически не виден с площади Св. Петра — вид заслоняется высоким фасадом.

Примеров такого долгостроя, как знаменитый флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре, в мировой истории найдется мало, если они вообще есть. Когда в 1289 году горожане задумали соорудить громадный храм, чтобы прославить Господа и свой благословенный город, Филиппо Брунеллески еще не родился. И когда началось строительство, до рождения великого архитектора и инженера оставались десятки лет. Лишь когда Брунеллески исполнилось сорок (в 1417 году), он приступил к решению главной задачи своей жизни — проектированию величественного купола, ставшего символом Флоренции. По диаметру будущий купол примерно равнялся Пантеону (что, разумеется, не случайно), однако было два важных отличия: во‑первых, он должен был иметь стрельчатую форму с восьмигранным горизонтальным сечением, а во-вторых, быть сооруженным на огромной по тем временам высоте (окончательная высота собора — 114,5м). Традиционная технология строительства куполов использовала в те времена леса и кружала (опалубки для сооружения арок, сводов и куполов). Но можно ли построить леса нужной высоты и какие нужно установить кружала, чтобы они не деформировались под тяжестью купола?

Применение в строительстве железобетона и сборных стальных конструкций сделало сооружение гигантских куполов делом если не простым, то почти обыденным. Купольные конструкции, перекрывающие без дополнительных опор стадионы, рынки и конгресс-холлы, стали появляться еще в начале XX века. Зонтичный железобетонный купол увенчал Зал Столетий в Бреслау (ныне г. Вроцлав, Польша) еще в 1912 г. Диаметр пролета составлял 65 м. Большой рынок в Лепциге — его здание возведено в 1927−30 гг. — имел два восьмигранных бетонных купола, каждый из которых перекрывал пролет 76 м. На фото — мультифункциональная арена Norfolk Scope в американском штате Виргиния, построенная известным итальянским архитектором Пьером Луиджи Нерви в 1971 г.

Вместо того чтобы искать ответ на эти вопросы, Брунеллески разработал метод строительства без этих традиционных приспособлений. Метод воплощал в себе ряд технологических решений, далеко не все из которых на сегодня детально изучены и часто описываются противоречиво. Однако общий смысл идей гениального инженера сводился к тому, что в силу своих физических свойств даже недостроенный купол (при определенных условиях) может удерживать себя без опалубок и подпорок. Этому способствовала система из вертикальных ребер с перемычками, особый тип кирпичной кладки, когда верхний ряд кирпичей «зацеплялся» за нижний, применение деревянных и каменных кольцевых стяжек. Еще один важный момент — купол Брунеллески состоял из двух соединенных друг с другом оболочек, внешней и внутренней. Схожее решение, позволяющее усилить конструкцию, будет применено строителями собора Святого Петра в Риме, собора Святого Павла в Лондоне, нашего Исаакиевского собора в Петербурге. Однако до сих пор творение флорентийца остается самым крупным куполом, сложенным из кирпича.

Геодезические куполы Геодезический купол — архитектурное сооружение из сочлененных многогранников, на которые равномерно распределяется напряжение. Для создания куполов применяются самые разные материалы, включая картон и пластик.

Строительный материал купольного каркаса — это стержни и сочленения между ними. Чем выше частота купола, то есть — тем его контуры ближе к идеальной сфере. Прочность при этом возрастает.

Символическое значение куполов

Что означает количество куполов на церкви

Один купол — символ Единого Бога. Однокупольные церкви встречаются в простом и лаконичном новгородском зодчестве (Церковь Спаса на Ильине улице). Церкви с двумя куполами больше характерны для католичества и в православии встречаются редко. Они указывают на две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Три купола ассоциируются со Святой Троицей и в православной архитектуре встречаются куда чаще (Смольный собор в Санкт-Петербурге).

Храмы с пятью куполами встречаются в России повсеместно. Пять куполов олицетворяют Господа в окружении четырёх евангелистов — святых апостолов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. У числа семь в православии множество значений — семь главных добродетелей, семь Вселенских Соборов, семь семь церковных Таинств. Иногда в этот перечень включают семь дней недели. Классический пример — собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девятиглавые храмы напоминают нам о девяти ангельских чинах — Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы (“Спас на крови”). Тринадцать куполов отсылают нас к картине Тайной Вечери — Иисус в окружении двенадцати учеников. Большее количество куполов в Православии практически не встречается.

Цвета куполов и их значение

Почему купола церквей золотые? Дело в том, что цвет куполов православных храмов тоже имеет значение. Золотой цвет — самый распространённый. Золотые купола обычно ставят над храмами в честь великих праздников — Рождества, Благовещения, Сретения (Успенский, Благовещенский и Архангельский кремлёвские соборы).

В наше время сложная и затратная технология нанесения на основу купола сусального золота уступила место способу нанесения нитрида титана. Современный аналог который куда менее капризен в уходе и куда более долговечен.

Синие купола со звёздами обычно красуются над церквями Рождества Христова или над храмами, посвящёнными Божьей Матери. В первом случае звёзды на синем фоне символизируют Вифлеемскую звезду, указавшую на место рождения Спасителя. Во втором — на покров Пресвятой Богородицы, который на иконах нередко изображается синим и со “звёздным” узором (Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге).

Серебряный цвет на куполах встречается довольно редко. Он символизирует чистоту и святость. Храмы с куполами серебряного цвета почти всегда освящены в честь святых (Софийский собор в Новгороде). Чёрный цвет куполов встречается ещё реже. Этот цвет в православии связан с монашеством, из-за чего чёрные матовые купола украшают в основном монастырские храмы (собор Донского монастыря в Москве).

Зелёный цвет в Православии — символ Святого Духа. Поэтому чаще всего зелёные купола возвышаются над храмами в честь Святой Троицы (храмовый комплекс “Кулич и пасха” в Санкт-Петербурге).

Последний вид куполов — разноцветный, который встречается реже всего. Он известен нам по таким монументальным произведениям русского православного зодчества, как собор Василия Блаженного в Москве и “Спас на крови” в Санкт-Петербурге. Разноцветные купола свидетельствуют верующим о неописуемой красоте Царства Небесного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Архитектурная символика православных храмов: купола

Полет над парусом

Поставить гигантский купол над ротондой, передав вес тяжелого бетонного перекрытия цилиндру из бетонных же стен, оказалось сложной задачей, но развитие храмовой архитектуры повело инженеров дальше. Примерно через четыре века после строительства Пантеона в Константинополе по приказу византийского императора Юстиниана было начато строительство грандиозной церкви Святой Божьей Мудрости, известной больше под именем Айя-София, или Святая София. Оригинальность задачи, стоявшей перед архитекторами, заключалась в том, что им предстояло перекрыть внушительных размеров куполом (31,24 м) не круглый, а квадратный в плане пролет.

Святыня Флоренции Во времена римских и византийских императоров величественные здания сооружались куда быстрее, но блистательная Флоренция возводила свой главный храм с XIII по XIX вв. Церковь Santa Maria del Fiore чаще всего называют во Флоренции просто Il Duomo, то есть «собор».

Раньше подобная задача решалась за счет наращивания углов кверху и создания над углами прямоугольного помещения специальных фигурных выступов, на которые можно было бы водрузить купол. Строители Святой Софии пошли другим путем, впервые в истории применив сферические паруса, или пандативы. Пандатив представляет собой обращенный одним углом вниз треугольник, который является фрагментом воображаемой сферической поверхности с бóльшим, чем купол, диаметром. Четыре паруса обращенными вверх сторонами создают опорное кольцо для купола. При этом пандативы прикрывают прямые углы и позволяют опереть купол на столбы или арки с апсидами, выстроенные по сторонам квадратного пролета (нефа). К тому же паруса помогают снизить действие сил бокового распора на основу купола. Это техническое решение было неоднократно воспроизведено в храмовом строительстве как самой Византии, так и Западной Европы и Руси.


С этим читают